Почему люди склонны доверять «фейкам» в Интернете?

Сегодня человеку открывается доступ к огромному количеству информации. К 2020 году существует как минимум 200 млн действующий веб-сайтов. Подавляющее большинство пользователей пользуются социальными сетями и новостными сайтами. Исследования показывают, что до 40% посетителей социальных сетей доверяют новостям, вброшенных в ленту. Почему же это происходит?

Конечно, большинство людей убеждены в том, что они умеют распознавать, какие из новостных публикаций соответствуют действительности, а какие нет. Но специалисты утверждают: на самом деле это не так.

В современный обиход прочно вошло слово «фейк». Оно определяется как «сфабрикованная, подаваемая в качестве новостного конвента информация, предназначенная для корыстных целей».

Психологи провели ряд экспериментов в этой области. Испытуемым предлагалось прочесть заголовки и бегло просмотреть несколько статей на Facebook, среди них были, как и настоящие, так и фальшивые статьи. Так же исследователи добавили некоторые нюансы, например, некоторые новости показывались дважды, а некоторые единожды. Это было сделано для того, чтобы выяснить, как повторение одной и той же информации влияет на ее убедительность. Предполагается, чувство, что где-то уже это видел, создаст «иллюзию достоверности».

Так же, чтобы выяснить, как на восприятие достоверности влияют политические взгляды испытуемых, ученые дали им перед экспериментом заполнить соответствующие анкеты, детально выяснив их убеждение. Связи с этим испытуемым показывались как те статьи, которые как-то касались их политических убеждений, так и те, что им не соответствовали.

Ученые пришли к двум ключевым выводам. Люди готовы поверить даже в явно сфабрикованную информацию, самую маловероятную сенсацию, если создать у него «иллюзию достоверности». То есть, пользователь всемирной сети скорее готов поверить в самую невероятную информацию, если у него будет ощущение, что он уже об этом где-то читал.

В том числе, как оказалось, политические взгляды испытуемых не играю особой роли в умении распознавать фейк. К заголовкам, которые видели повторно, было гораздо больше доверия, несмотря на убеждения испытуемых. Более того, оказалось, что подобная дезинформация надолго откладывается в памяти. Если стати могли повторяться спустя неделю, то все равно срабатывал эффект «иллюзии достоверности».

Далеко не все информационные источники одинаково надежны, и для того, чтобы не ввести себя в заблуждение, стоит сравнивать полученные сведенья с авторитетными публикациями, добросовестно подходящими к доказательной базе.

Ученым в данном эксперименте удалось добиться также и предотвращения «иллюзии достоверности». Для этого испытуемым предлагалось сделать небольшую паузу перед ознакомлением с новой статьей, и кратко обосновать, почему они считают тот или иной материал достоверным или нет.

Более критический анализ поможет пользователю отсеивать фальшивую информацию, не поддаваясь на ее уловки. В то же время, поддержка независимых экспертов, поможет препятствовать наплыву дезинформации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: