Управление знаниями с помощью семантических вики

Когда новый сотрудник приходит на рабочее место, то оказывается, что кроме профессиональных знаний, полученных в учебном заведении, он нуждается в знаниях о тонкостях организации работы конкретно в этой компании. Как обмениваются данными отдельные модули информационной системы? Какие отчеты используются в бизнес-процессе? На основе каких внутренних положений протекает тот или иной бизнес-процесс? Знания такого рода обычно существуют исключительно в головах сотрудников и получить их не так просто, а качественное выполнение работы без них невозможно. Особенно много проблем вызывают рабочие места, на которых высока степень кадрового непостоянства. Сотрудники, приступая к работе, тратят много времени на изучение ее тонкостей, но очень скоро покидают должность, унося полученные знания с собой. Новым сотрудникам приходится снова проходить этот путь с нуля. Именно поэтому в организациях, где процессы управления приведены в соответствие со всеми современными требованиями, управление знаниями рассматривается как самостоятельный процесс, который требует внимания.

Из чего состоит управление знаниями?

Считается, что для эффективного управления знаниями нужны четыре этапа:

Социализация – обеспечение такой среды, в которой поощряется свободное общение и обмен знаниями.

Экстернализация – извлечение неявных знания, полученных на первом этапе.

Комбинация – фиксация новых знаний в формальном виде и обеспечение доступа к ним.

Интернализация – передача уже формализованных знаний тем, кто в них нуждается (например, новым сотрудникам).

Движок вики и управление знаниями

Очевидно, что третий и четвертый этап не возможны без использования информационных технологий. Для формализации знаний и обеспечения доступа к ним необходима информационная система, которая будет хранить знания в структурированном виде и выдавать их по запросам пользователей.

Обычно в таких случаях менеджеры останавливают выбор на движке вики, который позволяет организовать веб-сайт, наполняемый и редактируемый общими усилиями всех сотрудников организации. В результате чего получается что-то похожее на всем известную Википедию, но со специальным контентом.

Лучше вики может быть только семантическая вики

Но мало кому известно, что есть вариант лучше. И называется он семантическая вики. В чем отличие обычной вики от семантической? Для этого нужно сделать небольшое отступление.

Существует такой раздел математики, который называется дескрипционная логика. Дескрипционная логика показывает, что большая часть знаний может быть представлена в виде коротких утверждений, состоящих из подлежащего, сказуемого и дополнения. Или субъекта, предиката и объекта. Например, в утверждении «Москва является столицей Российской Федерации» Москва – это субъект, «является столицей» предикат, Российская Федерация – объект.

Именно на этой теории и основаны семантические вики. В обычной вики страницы связаны между собой простыми гиперссылками, которые не дают пользователю информацию, какая именно связь существует между страницами. В семантической вики страницы связаны предикатами, которые сразу дают представление о типе связи. Например, предикатом «являться столицей» связаны не только Москва с Российской Федерацией, но и Лондон с Великобританией, и Париж с Францией. Теперь, зная, что есть связь «являться столицей», ничего не стоит написать запрос, который за секунду найдет все столицы.

Использование семантической вики для создания базы знаний крупной организации сделает знания более управляемыми и более доступными. Наиболее известными разработками в этой области является плагин Semantic MediaWiki к движку MediaWiki, на котором работает Википедия. А также OntoWiki, TikiWiki CMS/Groupware, TWiki.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: